Victoria 3 охватывает всемирную историю с 1836 по 1936 год и позволяет игроку управлять выбранной страной в этот период времени. Игра сфокусирована на политике и демографии, а игровой процесс сосредоточен на умиротворении групп населения. У них есть множество интересов и разные идеологии.
Ещё одна добавленная механика – это «дипломатические игры», которая в значительной степени заимствована из кризисной системы Victoria II. При попытке заставить другие страны уступить землю или открыть рынки игроки предъявляют целевой стране требование с подробным описанием того, что они хотят, что приведет к тому, что целевая страна получит возможность потребовать уступок от агрессора. После этого обмена требованиями таймер начнет обратный отсчет, поскольку у обеих сторон есть шанс мобилизовать войска и привлечь потенциальных союзников, предлагая добычу. Если дипломатическая резолюция не будет достигнута до истечения таймера, будет объявлена война. Дизайнер Микаэль Андерссон объяснил, что эта система была разработана с намерением преуменьшить роль войны, сделав дипломатию столь же способной.